Вечное сияние чистого творчества

Сентябрь 28
6 комментариев

Или как снять кино за 3 часа.
В Москве, между 10 км пробега и вылетом на Мальту, я успела сделать очень важную вещь — поучаствовала в работе «Кинофабрики Мишеля Гондри«.

IMG_2773

IMG_2781

IMG_2790

Никаких ВГИКов или коммерческих курсов, которые, прикрываясь именами знаменитых западных академий, обещают за год-два и «адские тыщи» сделать из тебя если не Спилберга, то уж точно Бекмамбетова. Только центр Москвы, команда незнакомых людей и всего три часа на создание шедевра. Или «шедевра». Это немного безумие, в некотором роде эксперимент – это «Кинофабрика Мишеля Гондри», человека, который придумал «Вечное сияние чистого разума», «Науку сна» и «Перемотку», снял клипы для Бьорк, Radiohead, Foo Fighters, Daft Punk и The Chemical Brothers, а также самую титулованную рекламу в мире (джинсов Levi’s), собравшую достаточно наград, чтобы попасть в книгу рекордов Гиннесса.

При всем при этом Гондри утверждает, что кино может снять любой – опыта, образования или особой разновидности мозга для этого совсем не требуется. Режиссер это обычная профессия – как продавец или мойщик посуды.
IMG_2955

IMG_2958

В 17 я посмотрела «Вечное сияние чистого разума», начала воспринимать Джима Керри не как комик-куклу, утвердилась в мысли, что Кейт Уинслет все-таки великая женщина и бесповоротно влюбилась в творческий метод француза Мишеля Гондри. Поэтому когда этим летом знаменитый альтруистический проект режиссера приехал на целый месяц в Москву – одна рука инстинктивно потянулась к телефонной трубке, вторая – к сайтам бронирования авиабилетов. «К сожалению мест нет, — сказала мне девушка из центра современной культуры «Гараж». И это за 3 недели до выбранной мною даты. После непродолжительной, но настойчивой беседы меня все-таки записывают к группе «плюсадином». «15 сентября в 12:30 мы ждем вас в павильоне в Парке Горького», — произносит голос в трубке, а я старательно записываю все в ежедневник, хотя понимаю, что шансы забыть о подобном равняются нулю.

IMG_2805

IMG_2947

Искренне считая, что кино у любителей получается лучше, чем у профессионалов, Гондри и создал свою «Кинофабрику» — проект, кочующий по странам как цирк. В стране проведения целый месяц работает павильон с локациями-декорациями, собственным кинозалом, монтажной комнатой, костюмерной, комнатами для брифинига и даже видеосалоном. Совершенно бесплатно (а я уже писала, что Гондри знатный альтруист) любой желающий хоть в 15, хоть в 115 лет может записаться в одну из групп в течение месяца, и в условленный час прийти снимать свое кино. После Парижа, Рио, Роттердама и Нью-Йорка «Кинофабрика» добралась до Москвы. И я из Екатеринбурга тоже добралась до Москвы, чтобы в назначенное время начать превращение из обычного зрителя в кинематографиста.

IMG_2823

IMG_2918

Все что происходило дальше, скажу честно, сложно уложить в какой-то связный текст. Сюрр начался еще до старта воркшопа, когда я, прогуливаясь по павильонам за полчаса до начала столкнулась нос к носу с Романом Аркадьевичем и его многочисленной свитой. Снимать кино Абрамович не собирался – его, как это обычно бывает с подобными, водили и все показывали, широко размахивая руками. Но не суть. Уже через несколько минут я пошла на регистрацию, где меня честно предупредили, что процесс важнее результата. Пара подписей в формальных бумажках и куратор моей группы – приятная девушка Жаннауже собирала всех нас – 17 человек – вокруг себя, словно цеплят, рассказывая о сути.

-У вас будет ровно 45 минут за придумывание концепции, названия и локаций, затем еще 45 – на распределение ролей и прописывание сценарий. И последний этап – сама съемка. Все с одного дубля, вырезать ничего не буду и все ваши «бекания» и «мэкания», если вы их допустите в кадре, попадут и в фильм, все понятно?

-Мэээээ….

Предчувствие, что группа незнакомых людей сразу о теме фильма не договорится, меня не обмануло. Девушка Венера громко кричала в воздух «Нет, вы видели вообще фильмы Гондри?», Маша все пыталась понять философскую суть каждой из наших бредовых концепций, Лена работала «секундомером» («Ребята, у нас осталось 15 минут»), Ильнур стенографировал наш бред, а бред был тот еще. Из вариантов треш-комедии, хоррора, немого кино и мелодрамы мы почему-то вырулили к приключению инопланетянена на Земле.

-А давайте снимем, как инопланетянин знакомится с мальчиком с Земли и тот показывает ему свой мир.

-А давайте, мальчик будет интерпретировать все по-своему, ну, как дети там интепретируют: парочка сидит в машине ночью – чем они занимаются?

-Чем?

-Ну считают звезды!

-Ты уверен?

-Так это мальчик так будет думать.

-А может он покажет инопланетянину бомжей?

-А может мальчик встретит инопланетянина среди бомжей?

-А может их собьет машина и в больнице ему вколят что-то галлюциногенное по ошибке….

-Кому? Мальчику?

-Да инопланетянину конечно! Но и с мальчиком можно чего-нибудь придумать…

IMG_2815

На 45-ой минуте разношерстная команда людей превратилась в настоящий дискуссионный клуб. Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Те, кто умел кричать – кричали, те, кто умел аргументировать – пытались перекричать кричавших. Остальные кажется поняли, что реализации их идей тут не светит и несколько раз произнеся робко: «Ребята, а может что-то другое придумаем…», — сдались и превратились в часть машины. Нас было уже не остановить. Спилберг, подвинься!

Следующие 45 минут мы провели в другой комнате, где расписывали сцены, а заодно и примеряли костюмы. В какой-то момент у меня на голове оказалась зеленая бархатная дамская шляпа, а командный голос все той же Венеры сообщил, что у меня будут красть мобильник в темном переулке. Маячила перспектива превратиться в актера второго плана. Вспомнив, что и за это дают «Оскары», покорно согласилась. Команда тем временем раскололась: одни придумывали обложку будущей космической истории, другие – расписывали что у кого будут красть еще, третьи – разбирали наряды. Инопланетянин – в жизни милая девочка Аня – в костюме космонавта напоминала кого угодно, но только не инопланетянина, половине не досталось адекватных ролей, кто-то в толпе предложил в эпизоды вставить рожающую на улице женщину, — нашу фантазию перло. Так в сценарии появились и бомжи, и таксист-гомосексуалист, и уличные музыканты, и беременная в костюме медсестры, и фраер (он же грабитель в противогазе), и бабуля, которая должна бодро ехать на велосипеде, но велоспеда в костюмерной «Фабрики» не было и потому ей была уготована судьба хулиганки, напавшей на грабителя….Все сильно хотели побыть если не Скорсезе, то хотя бы Леонардо ДиКаприо, так что съемочный процесс мы основательно подзатянули.

IMG_2847

Наверно каждый участник воркшопа Гондри думал, что его команда – сборще забавных сумасшедших, которые вот уже третий час в центре Парка Горького занимаются черти чем в черти-какой одежде – пока он не встречался с параллельными группами. Перебегая с плошадки на площадку с криками: «Про водителя-госомексуалиста не забудьте», — мы сливались в единые потоки с другими командами – то с русалками, то с зеками, то с драконами. Кураторы тем временем следили за нами, отлавливали потерявшихся гномов, пингвинов и полицейских и возвращали их в нужную «семью». Через три часа кто-то из команды перед камерой громко произнес: «Конец», что заменило нам титры, так как время (и терпение Жанны) просто вышло. Монтажеры «Кинофабрики» занялись превращением нашего мессива в обещанный шедевр в стиле а-ля Гондри, одна часть команды начала клеить обложку для диска, другая – фотографироваться в стаффе и забавных локациях, третья – звонить и курить – три часа без социализации, соцсетей и вредных привычек для среднестатистического россиянина – словно полноценный отпуск. И вот темный зал, вся команда в первом ряду – 3 часа и кажется 4 минуты нашего шедевра. Без слез от смеха на это глядеть было, конечно, невозможно, но опыт незабываемый: я впервые сыграла эпизодическую роль, Аня в корзине для бумаг изображала марисианина, Паша бегал с камерой и так убедительно советовал позы и переходы, что я поверила в его большое операторское будущее, Женя в седом парике нападала на Ильнура с моим сотовым телефоном, Венера притворялась беременной, чтобы на халяву проехаться на такси с гомосексуалистом, Лена стала обычным московским бомжом. Кажется трех часов для наших идей нам оказалось мало, что символично, ведь даже «Конец» у нас записался в итоге как «Коне», а значит, все еще может продолжится – вторая серия, например, уже своими силами. Знаете, ситкомы сейчас в моде.

PS: А приключения инопланетянина на Земле под названием «Про Них» в виде диска с обложкой, скленной из обрезков журналов Interview, занял свое место в «Видеосалоне» фабрики. Мы попали в историю.
Текст написан специально для портала It’s My City.

IMG_2916

IMG_2920

IMG_2931

IMG_2938

IMG_2944

IMG_2948

IMG_2927

0
  1. lana_brennan

    Сентябрь 30

    самый необычный опыт из всего, о чем я читала!

    0

    • MainAdmin

      Сентябрь 30

      у меня, пожалуй, тоже)
      но я с парашютом прыгнуть хочу — думаю это круче будет)))

      0

      • lana_brennan

        Сентябрь 30

        ооо! смельчак)) думаю да! это вообще в моем понимании взрыв мозга!

        0

        • MainAdmin

          Сентябрь 30

          смельчак не я, а моя мама — она хочет прыгнуть и просит составить ей компанию))))
          папа благоразумно отказывается!)))))

          0

          • lana_brennan

            Сентябрь 30

            НИЧЕГО СЕБЕ! вот это да! мои реверансы маме, такой решительности можно позавидовать!

            0

  2. Я как-то притворялась беременной, чтобы меня на барахолке не толкали.
    Даша, это ошеломительно прекрасное безумие!

    0

Войти с помощью своего аккаунта: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Будем друзьями по переписке?

Перед нажатием кнопки, введите, пожалуйста, символы с картинки:

captcha